понедельник, 12 мая 2014 г.

DragonBox Algebra: учить алгебру играя

Как легко и играючи освоить один из самых трудных школьных предметов?

Какой школьный предмет самый трудный для изучения и понимания? Сложно сказать, наверно, на этот вопрос вообще нельзя ответить однозначно. Но можно предположить, что математика вообще и алгебра в частности точно будут находиться где-то в верхней части такого списка, если уж его составить.
Почему так? Тайна сия великая есть. Возможно. А возможно, что всё очень и очень просто. Алгебра далека от реального мира. Это достаточно абстрактная наука, которая служит инструментом для других предметов (самые очевидные из которых физика и информатика), но зачем она нужна сама по себе, не очень ясно. Это образец того самого чистого знания. Ещё в Древней Греции говорили, что математика – это язык Бога, и как нечто, абсолютно божественное, именно для алгебры мы не находим примеров и подспорья в окружающем нас мире. У нас, в нашем эволюционно сформировавшемся мозге, просто нет структур и идей, аналогичных тем, что есть в алгебре. Именно поэтому нам так сложно иметь с ними дело: весь наш эволюционный опыт и опыт реальной жизни никак не могут нам тут помочь.
Изображение взято с официального сайта DragonBox Algebra
И именно по этой причине ...
чем раньше ребёнок начнёт изучать алгебру, тем больше шансов, что он будет её понимать, - она просто встроится в его картину мира. Но как ребёнок может всё это изучать? Не заставишь же его в 4-5 лет зубрить алгебраические формулы, смысла которых он даже близко постигнуть не может? Как-то это не гуманно, да и КПД этого процесса вызывает сомнения. Дать ребёнку подрасти и потом всё равно заставлять его учить формулы и правила? Можно, конечно, но эффективность и этой идеи сомнительна.
Тем не менее, сейчас у нас есть пример того, как можно было бы реализовать обучение маленьких детей алгебре – приложение DragonBox Algebra (http://www.dragonboxapp.com/), созданное в сотрудничестве двумя людьми, один из которых является учителем математики, а другой – специалистом в области наук о мышлении. Чтобы закрыть эту тему, скажем, что приложение это существует уже подо все известные платформы, у него нет, кажется, только онлайн-версии. Дальше же мы поговорим о том, как оно устроено и почему же благодаря этому приложению можно легко изучить алгебру.
Прежде всего, нужно сказать, что DragonBox Algebra – это игра. И как у любой другой игры у неё есть правила, которые маленькими детьми (да и не только маленькими) воспринимаются просто как данность. Это ведь как и с любой другой игрой: ну да, при игре в карточного дурака только большая карта может побить меньшую, если речь не идёт о не козырях. Так и здесь: да, мы должны добавить карту на вторую половину игрового поля, если добавили её на первую (и неважно, что на самом деле за этим стоит правило о прибавлении чего-либо к обеим частям уравнения). Хотя стоп. Игровое поле? Вернёмся к самому началу.
Как устроена игра? Есть игровое поле (и каждая из сторон поля – на самом деле правая или левая часть уравнения): 
Есть игровые карты. Коробка (представляет собой «x»):
Круговорот (ноль как он есть): 
Единичка («1», как ни странно):
И обычные карты, обладающие двумя сторонами, светлой и тёмной (за ними скрываются натуральные и целые числа, точнее число и противоположное ему):
Карты располагаются на игровом поле:
И цель игры:
Это, что называется, исходные данные для игры. Правила же никто сразу не оглашает, они вводятся постепенно, одно за другим. И – вот оно, то самое: за каждым игровым правилом скрывается какое-то математическое правило.
Например, сумма двух противоположных чисел равна нулю: 
a+(-a)=0
Если положить карту на её негатив, то на их месте образуется водоворот.
Или другой пример: добавление числа к обеим частям уравнения:
a=b => a+c=b+c
Или умножение обеих частей уравнения на одну и ту же величину: 
a=b => ac=bc
И т.д. Мы перечислили правила буквально первых нескольких уровней. Дальше есть и работа с дробями, и со степенями, и со скобками, и наверняка с чем-то ещё (уровней в игре очень много, пройти их все нам пока не удалось). Но, что важно: дети учат не математические правила, они просто играют в игру и изучают правила, которые есть в игре (исполнение которых обеспечивает продвижение вперёд и вверх по уровням). А уже потом к ним приходит понимание, что незаметно они выучили то, что поможет им решать алгебраические задачки.
Как вы видите, на начальных уровнях игры перед ребёнком не появляется никаких вводящих в ступор не то что правил, но даже и символов. Нет этих пресловутых x, y, z, за которыми не всегда понятно, что скрывается, какая сущность стоит за ними. Но, постепенно и время от времени, в игре появляются и чисто алгебраические символы, таким образом устанавливается связь между классическим символьным алгебраическим рядом и простыми игровыми предметами. 
На самых продвинутых уровнях дети уже не имеют дела с картинками, а только с алгебраическими символами. Но такой постепенный к ним переход позволяет не пугаться этих символов, а относиться к ним как некой данности, все возможные действия с которыми дети уже освоили.
Если почитать отзывы простых пользователей на эту игру, то можно увидеть, что многие действительно предлагали эту игру своим очень маленьким детям, в возрасте 4-5 лет, и дети добились поразительных результатов, решая задачки, изначально предназначенные для 12-ти летних детей. А что последние? А ничего – они тоже дети, и для них игровая форма обучения также оказалась поразительно удобной. Удобной настолько, что сейчас эту игру используют в некоторых норвежских школах, а согласно статистике журнала Forbes более 90% тех, кто потратил на эту игру 1,5 часа и больше, достигают поразительно хорошего уровня в решении алгебраических задач. У игры существует две версии, для детей возраста 5+ и 12+, которые немного отличаются между собой, правда, на их качестве это совершенно не сказывается.
Наши иллюстрации, конечно, не могут передать всю игровую динамику, поэтому посмотрите короткий ролик о том, что происходит в игре. А лучше – не пожалейте денег (к сожалению, игра платная) и поиграйте в неё сами и дайте своим детям. Это того стоит, к тому же в данный момент игра существует практически подо все известные платформы. 
А ещё вы можете посмотреть выступление одного из создателей игры на TED: 


Вы можете спросить, зачем мы вам всё это рассказали? Не только же для того, чтобы прорекламировать некое приложение, каким бы замечательным оно ни было? Нет, не только для этого. На самом деле, этим рассказом мы хотели показать, что сейчас необходимо гораздо более творчески и широко подходить к обучению детей. Для этого у нас сейчас есть все возможности. Для этого у нас уже есть масса интересных инструментов, и ещё больше мы сможем создать, если отойдём от привычного нам формата обучения и подумаем о том, как и что можно улучшить. Такой пример игрового обучения – это, конечно, только пример. Хотя его можно рассматривать и как первую ласточку, прилетевшую к нам, надеемся, из недалёкого будущего. 
Скачать приложение можно в:

Комментариев нет:

Отправить комментарий