среда, 26 февраля 2014 г.

Автор статьи - Шапиро Константин Вячеславович сегодня - методист, учитель информатики в гимназии №528 Санкт-Петербурга. Но были в его биографии страницы, когда он работал директором школы № 336, а также координатором программы информатизации системы образования Невского района С-Петербурга. Успешно продвигая новаторские идеи, выводя свое ОУ на первые позиции, пробуя новые форматы, он не однажды был выделен как успешный молодой руководитель. Предлагаем читателям мнение практика по вопросам информатизации образования на основе пройденного и пережитого. 
Традиции информатизации в управленческой среде. Необходимость осознанного подхода.


Как изменились подходы к информатизации за 20 лет: историческая ретроспектива и современные подходы

Исторически пути информатизации образования были неисповедимы с самого начала. Путь информатизации каждого образовательного учреждения в России строился вдоль двух, иногда разнонаправленных, векторов: аппаратный вектор и вектор предмета информатики. За развитие первого вектора всегда отвечал лично директор, а за второй - таинственный человек за железной дверью - учитель информатики.
Действия администрации школы в области информатизации на протяжении последних 20 лет 20 столетия обуславливались двумя моментами: модой на техническую оснащенность в условиях тотальной разрухи и доступностью средств на информатизацию для конкретного директора школы. Если коротко и образно выразить действия директора в области информатизации, то можно сказать, что любой директор “тащил” в свою норку любую “железяку”, которую сумел достать. Потому, что это “круто” и модно. 

Второй вектор был сильно личностно обусловлен. Чаще всего его направленность выражалась в накручивании “модных примочек” на преподавание информатики. Остальные педагоги в школе зачастую даже не знали о процессах информатизации проходящих в школе. Сложилось даже устойчивое определение “человек за железной дверью”.

Если суммировать эти два вектора, то получается, что процесс информатизации шёл мимо педагогического коллектива и являлся внешним по отношению к основному образовательному процессу. Информатизация воспринималась всегда как процесс привнесенный и не затрагивающий основных процессов в школе.

Традиционная схема предусматривала реализацию классической схемы ЛКС. С одним компьютерным классом, компьютерами администрации и одиноким компьютером в библиотеке. 

В более продвинутом варианте модель школьной ЛКС выглядела так (см. рис. 1): компьютерный класс для проведения уроков информатики, компьютерный класс для проведения уроков учителей предметников, автоматизированные рабочие места (АРМы) администрации школы, медиатека, несколько стационарных или мобильных мультимедийных комплексов.



Позже к этой картинке...

добавились еще цифровые лаборатории по естественно-научным дисциплинам. В основном такие решения были организованы без участия серверов, с использованием “серых” компьютеров массовой сборки. В таких условиях просто один из компьютеров назначался сервером и выполнял его функции по мере своих сил. Такой подход, безусловно, не мог обеспечить должной надежности функционирования сети и хранения коллективных данных. И если на ранних этапах информатизации такой подход ещё был приемлем, то после выхода Закона о защите персональных данных и наступления Эры исхода педагогов в Интернет, построение стабильно функционирующей сети возможно только на основе серверных решений. Но об этом поговорим чуть позже.

Осмысленные попытки моделирования информационного пространства школы, за истекшие почти 30 лет, в основном предпринимались со стороны производителей компьютерного оборудования. К сожалению, таким попыткам не хватало педагогической осмысленности. И виной этому была неготовность педагогической общественности к присвоению опыта чужого опыта информатизации и принятия средств информатизации как системообразующей основы для построения образовательного и других процессов в школе.

Одним из ярких примеров таких попыток является предпринятая Интелом попытка внедрения модели “1 ученик -1 компьютер”. Подробное описание модели образовательной среды “1 ученик-1 компьютер” и множество материалов, описывающих опыт её использования, вы без труда найдёте и на этом портале, и просто в интернете. Я же хочу вытащить на свет причины, воспрепятствовавшие массовому внедрению этой прекрасной идеи в практику российской школы.

Использование предложенной модели предполагало несколько ключевых моментов:

  • наличие электронного контента;
  • наличие персонализированного мобильного рабочего места ученика;
  • доступ всех субъектов образовательного процесса к контенту в режиме 7/24;
  • организация учебного процесса в виртуальном классе.

Первая причина неудачных внедрений оказалась банальной: руководство школ просто не давало школьникам выносить компьютеры за территорию школы. И персонализированное мобильное рабочее место ученика сразу перестало существовать. 
Второй причиной стала неготовность контента. Несмотря на большое количество имеющихся в наличии электронных образовательных ресурсов, педагогические коллективы не смогли выстроить систему работы и приспособить электронный контент к практике реализации образовательной программы. И никакие курсы повышения квалификации, организованные специально под проект, не смогли помочь, так как практика системного применения средств информатизации для организации образовательного процесса и по сей день напрочь отсутствует в большинстве образовательных учреждений России.

Третья, и на мой взгляд, самая главная причина, состоит в том, что в организационно-экономических условиях классно-урочной системы оказалось невозможно реально индивидуализировать образовательные траектории учащихся.

Ещё раз хочу отметить, лично я считаю, что за моделью “1 ученик-1 компьютер” большое будущее. Более того, берусь утверждать, что только образовательное пространство, построенное по этому принципу, окажется жизнеспособным в условиях реализации новых ФГОС.

Примерно в конце прошлого тысячелетия стала выкристализовываться типовая схема информационной системы образовательного учреждения. На рисунке 2 приведён слайд из презентации того времени, который описывал идеальную модель информационно-образовательной среды (ИОС) школы. 



Надо сказать, что с тех пор в массовом сознании руководителей образовательных учреждений не произошло радикальных изменений. Данная схема по прежнему является актуальной и всё еще для многих перспективной картиной информатизации образовательного учреждения.

Во многих российских школах по сей день отсутствует программа информатизации образовательного учреждения. И хотя в Сети и, в том числе, в Галактике Интел много методических материалов по созданию программы (перспективного плана) информатизации, многие школы продолжают развивать этот процесс бессистемно. Из великого множества материалов, представленных на Галактике Интел, хотел бы особое внимание обратить на “Энциклопедию информатизации”. Это одна из немногих попыток системно подойти к обобщению опыта информатизации в образовательных учреждениях России. Ценность этого ресурса в том, что предпринята попытка создать площадку для педагогической коммуникации по одному из важнейших трендов развития образования. Внимание тех, кто только начинает осмысленно подходить к процессу информатизации хотелось бы обратить на следующие материалы: ИКТ потребности администрацииперсональная ИОС педагогической деятельности учителяинформационно-образовательная среда коллективного взаимодействия.

Также можно посмотреть полезные материалы и на сайте “Информатизатор”. В разделе “Библиотека” подобраны сборники методических материалов по формированию ИОС школы, организации учебного процесса с использованием средств информатизации и мониторингу эффективности их использования, управлению процессом информатизации и многое другое. В разделе “Документы информатизатора”собраны нормативные, методические документы и некоторые образцы документов, регламентирующих информатизацию. В разделе “Учебные материалы” собраны элементы будущих дистанционных курсов по следующим направлениям: администрирование информатизации, планирование информатизации, электронное образовательное пространство (ЭОП), личная информационно-коммуникационная среда педагога и др. К сентябрю авторы этого ресурса планируют запустить дистанционное обучение по вопросам информатизации.

За всю историю информатизации в России было предпринято по-сути только одно серьёзное научное исследование информатизации системы образования. Результаты этого исследования подробно изложены в книге Уварова А. Ю. “Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования: Информатизация как процесс преобразований школы; Модели процесса информатизации школы”. Один из основных выводов, сделанных авторами исследования, состоит в том, что не может существовать какого-либо шаблона для построения типового информационного пространства образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно и может построить свое информационное пространство, аутентичное образовательной программе этого ОУ. Такой вывод прекрасно согласуется с требованиями, провозглашенными новым ФГОС. Ведь именно с создания уникальной образовательной программы, аутентичной специфическим условиям конкретного образовательного учреждения, должно начинаться построение всего образовательного пространства школы. 

Если вы возьмёте на себя труд подробнее познакомится с результатами вышеописанного исследования, то найдёте там описания кластеров, которые позволяют в обобщенном виде представить самые распространённые типы информатизации, сложившиеся де-факто в российском образовании. 

Надо отметить, что эксперименты по модификации тех или иных элементов информационных пространств образовательных учреждений идут непрерывно. В качестве примера хочу привести опыт Санкт-Петербурга. Три года назад региональным органом управления образованием (Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга) был сформулирован заказ на инновационную деятельность по направлению “Информатизация”. По результатам конкурсного отбора были запущены 8 иновационных площадок по следующим направлениям: развитие робототехники, использование средств интерактивного интернета для организации учебного процесса, использование виртуального класса для преподавания гуманитарных дисциплин, создание высокотехнологичной среды ОУ и выстраивание системы коммуникаций между субъектами образовательного процесса. По истечении трёх лет каждый из участников представил результаты, которые могут быть использованы практически каждым учреждением для построения собственного информационного пространства. 


Лично мне особенно хотелось бы выделить результаты, полученные школой № 296лицеем № 239,гимназией № 528 и гимназией № 166. В частности, очень нестандартный опыт получен школами, разработавшими модели применения виртуальных классов в преподавании гуманитарных дисциплин (255 и 166). Однако общим для всех полученных результатов является фрагментарность применимости результатов. Инновационный опыт упомянутых учреждений не может быть полностью присвоен сторонним образовательным учреждением. Нельзя просто внедрить предложенную модель, так как исходные условия и потенциал учреждений будут существенно отличаться от описанных.
Всё приводит нас к выводу о том, что формальная реализация, приведенной на рисунке 2, схемы не приводит к фактическому построению информационного пространства образовательного учреждения.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? На что же ориентироваться сегодня директору школы или заведующему дошкольным образовательным учреждением? 

Чтобы правильно выстроить процесс информатизации образовательного учреждения сегодня руководителю ОУ нужно руководствоваться тремя "путеводными звёздами":
Звезда первая. Глобальные изменения и государственные императивы.
Звезда вторая. Перспективы развития образования.
Звезда третья. Системный подход к проектированию и реализации процесса информатизации.

Чтобы правильно выстроить процесс информатизации образовательного учреждения, сегодня руководителю ОУ нужно руководствоваться тремя путеводными звёздами:
Звезда первая. Глобальные изменения и государственные императивы.
Звезда вторая. Перспективы развития образования.
Звезда третья. Системный подход к проектированию и реализации процесса информатизации.
Итак,
Звезда первая. Глобальные изменения и государственные императивы.


Самое главное изменение, которое проспали почти все люди на земле - это технологическая революция, которая обеспечила смену парадигмы тиражирования знаний. Как ни банально это прозвучит, но мы теперь живём в эпоху тотального интернета. Это обуславливает целый ряд особенностей, которые скажутся и на построении образовательного пространства в целом и на процессе информатизации в частности. 
Безраздельное и усугубляющееся доминирование интернета, как информационной среды, порождает ряд последствий, обуславливающих механизм передачи знаний. 

Так, например, с точки зрения достоверности информационных источников, мы практически вернулись в допечатную эпоху. 
В настоящее время, используя тот или иной источник, мы больше не можем быть уверены в достоверности содержащейся в нём информации, а вынуждены положиться на в этом вопросе на человека, разместившего источник в сети. Ярким примером являются различные интернет-библиотеки и даже просто файлы с текстами электронных книг. Ведь практически весь массив ранее изданных в бумажных копиях книг переведен в электронный формат банальным сканированием с последующим автораспознаванием. Никакие корректоры потом не проверяли ни полноту, ни достоверность полученных текстов. 

Моя одиннадцатилетняя дочь, читая в своей электронной книжке вполне, на мой взгляд, традиционные тексты, всё время веселится, встречая разные несуразности. Например, когда вместо предлога “на” написано “га”. То, что мой “начитанный”, воспитанный бумажным текстом, глаз, пропускает, новому поколению электронных читателей вовсе не кажется очевидным.

Помимо банальных ошибок автосканирования низкая достоверность обуславливается также отсутствием или низким качеством экспертизы.
Всё вышесказанное можно также отнести и к полноте информации, содержащейся в сетевых информационных источниках.
Образно говоря, если вы посылаете ребенка в интернет найти отрывок из поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” “У лукоморья дуб зеленый”, вы не можете быть уверены, что ребенок найдет полный оригинальный текст, а не “гоблинский” пересказ. Вы не можете быть также уверены в том, что текст будет полным без искажений и опечаток.
А про новые “авторские” тексты и говорить нечего.

Второй немаловажной особенностью является тотальная доступность источников. В том числе, и для обучающихся. И, конечно, информационная среда образовательного учреждения не только не должна препятствовать такому положению вещей, но должна всячески поощрять использование средств коммуникации в учебном процессе. Более того, выскажу крамольную мысль: ограничения на использование социальных сетей и доступа в интернет вообще, есть не только бессмысленная вещь, но и бесполезная.

Учитель, как инструмент трансляции культурной традиции общества, больше не может апеллировать к УМК, как единственному источнику рафинированного знания и, что самое главное, не может заставить детей черпать информацию из одного источника.
Важно понять, что смена парадигмы тиражирования знаний определила фундаментальную основу развития образования и процессов информатизации образования - интернет есть единственная данная нам в ощущение на сегодняшний день среда распространения знаний. Нравится нам это или нет, но строить новую школу придется именно с учетом этого обстоятельства. 

Поставьте правильно запятую во фразе: “Использовать классно-урочную систему нельзя все поменять”.
Применить этот старый трюк с проставлением запятой в нужном месте меня побудило полное отсутствие в педагогическом пространстве России аргументированных попыток изменить организационные условия реализации образования в учреждении.

Несмотря на декларируемые федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования приоритеты в части индивидуализации обучения, подзаконные акты продолжают принуждать школы к организации обучения детей исключительно в классно-урочной форме. Классно-урочная система организации учебного процесса изжила себя полностью. Это надо признать, и признать публично. Противоречие существующих организационно-экономических условий и современной парадигмы тиражирования знаний уже неоднократно рассматривалось педагогическим сообществом, в том числе и мной, достаточно подробно. Любопытствующие могут почитать, например, мою статью “Противоречия классно-урочной системы обучения и современных потребностей общества в образовании”.

Классно-урочная форма вступила в противоречие с:

  • современной парадигмой тиражирования знаний,
  • с актуальной технологической средой,
  • целями и задачами модернизации российского образования,
  • запросами общества,

и с принятием стандарта основной школы вступила в противоречие с российским законодательством.

Современная парадигма тиражирования знаний

Классно-урочная система сформировалась в эпоху господства её величества Книги. Книга являлась основным и, по сути, единственным источником знаний, доступным для распространения. Технология книгопечатания определяла и парадигму тиражирования знаний. «Книжная» парадигма обеспечивала доставку избранных источников ограниченному кругу пользователей. Важным моментом рассматриваемой парадигмы является этап экспертной оценки первоисточника. Данный этап гарантировал доставку пользователю только качественного «товара».
Однако массовое использование интернета привело к изменению технологии распространения информации и, как следствие, к изменению парадигмы тиражирования знаний. Существенными отличиями современной парадигмы являются:

  • лавинообразное увеличение количества источников информации,
  • исключение этапа экспертной оценки из технологии распространения,
  • увеличение количества конечных потребителей,
  • минимизация времени доставки знаний от источника к потребителю.

В этих условиях использование одного информационного источника для организации обучения детей с разным уровнем информационных потребностей не представляется целесообразным. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников сегодня невозможна без полномасштабного доступа ко всему многообразию информационных источников, без организации распределенной продуктивной деятельности на открытом информационном пространстве и формирования открытой модели экспертизы результатов образовательной деятельности.

Педагогическое сообщество сегодня должно вплотную заняться логистикой образовательного процесса, которая определяется современной парадигмой распространения знаний и должна определять архитектуру образовательного процесса в массовой школе.

Актуальная технологическая среда

Индивидуализация средств обучения и доступа к ресурсам глобальных сетей определяет необходимость выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. Сегодня в перечень актуальных средств информатизации уже можно включить такие индивидуальные СИ, как: ноутбук, нетбук, планшетный компьютер, электронная книга. В нашей прошлой публикации мы говорили уже об образовательной среде“1 ученик - 1 компьютер”. Если рассматривать данную модель в более широком смысле и говорить о планомерном переходе к использованию субъектами образовательного процесса только индивидуальных средств информатизации, то эта модель может рассматриваться в качестве основы для построения актуальной технологической среды. Появление же облачных технологий и развитие интерактивных сервисов интернет в сочетании с уже перечисленными СИ, принуждает общество, в т.ч. и школу, к изменению структуры технологической среды образовательного учреждения. 
И здесь самое время перекинуть мостик от объективной реальности к государственным императивам. 

В рамках провозглашенной, хотя и неудачно на мой взгляд реализуемой, национальной стратегической инициативы “Наша новая школа”, было помимо всего прочего заявлено, что новая школа должна быть построена на основе актуальных и перспективных информационных технологий. Что это значит для директора образовательного учреждения и педагогического коллектива? Об этом чуть позже. В констатирующей части.

Конечно же нельзя планировать развитие государственного образовательного учреждения без учета того, что хочет от нас государство. А чего же оно хочет в плане информатизации?

Цели и задачи модернизации российского образования

Главная определяющая развитие образования вообще и информатизации в частности на ближайшее время веха - это переход от знаниевой к компетентностной или, если хотите, системно-деятельностной модели, диктуемой нам новым ФГОС. Долгими зимними и летними вечерами вчитываясь в стандарт, я вывел для себя краткую, но ёмкую формулу требований стандарта к системе образования - «развивать все способности каждого». Такой подход неизбежно приведет к размыванию образовательного и воспитательного процессов. Более того, если воплощать этот принцип на практике, то потребуется реальная кооперация, или, иначе говоря, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащегося и эффективного использования ресурсов этих учреждений. В этих условиях сверх актуальным становится организация сопровождения комплексного индивидуального маршрута учащегося.

Другим фактором, напрямую влияющим на планирование и строительство информационного пространства образовательного учреждения, безусловно, является изменение российского законодательства с целью оптимизации расходов на образование. 

Еще одним немаловажным фактором, определяющим вектор информатизации, является требование российского законодательства по защите информации. О составе требований и мерах по их соблюдению вы можете прочитать в сборнике методических рекомендаций “Защита персональных данных в информационных системах ОУ”, разработанном Санкт-Петербургским региональным центром оценки качества образования и информационных технологий.

Трансформирующее воздействие на информационное пространство образовательного учреждения также оказывает вовлечение государственных образовательных учреждений в процесс строительства электронной России и оказания государственных услуг в электронном виде.

Третьей компонентой, определяющей глобальные императивы построения современного информационного пространства, несомненно являются запросы общества.

Запросы общества

Безусловно все родители сегодня понимают, что послевоенная модель тотальной инженерной подготовки сегодня не работает. Может быть к сожалению, но сегодня государство не создаёт реальных условий к индустриальному перевооружению. И технические и технологические специалисты оказываются невостребованными. К тому же существенно изменилась структура занятости в обществе. Постепенно меняется и структура подготовки специалистов. На первый план выходит мобильность подготовки и комфортность обучения. В качестве практического результата обучения родители хотят видеть человека с широким кругозором, сформировавшимся мировоззрением и умеющим на практике реализовать мобильность полученных компетенций. В условиях перехода к электронному государству родители также выдвигают требования к повышению оперативности контроля хода образовательного процесса.

Вышеописанные обстоятельства определяют набор векторов информатизации сегодняшнего дня, диктуемых внешними факторами:

  • переориентация и перестроение школьного учебно-методического комплекса на использование ресурсов глобальных сетей в режиме реального времени,
  • повышение педагогического присутствия в Интернете и включение педагогов в системное использование средств информатизации для организации обучения,
  • встраивание информационного пространства учреждения в электронное пространство России и мира,
  • повышение доступности образования, в том числе и через создание системы дистанционного обучения,
  • формирование общедоступной документальной среды,
  • организация личностно-ориентированного обучения,
  • использование средств информатизации как системной основы для построения образовательного процесса и управления им, в том числе и через развитие модели “1 ученик - 1 компьютер”,
  • построение информационной среды адекватной требованиям действующего законодательства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий