четверг, 14 апреля 2016 г.

Как сделать так, чтобы технологии не вредили здоровью

Автор статьи Екатерина Толкачёва
Современное образование завязано на информационных технологиях. При этом все мы знаем, что долго сидеть за компьютером вредно. Могут ли школьники учиться, не жертвуя здоровьем?
Теперь сложно представить образование без информационных технологий. Для школьников компьютеры являются и инструментом учёбы, и способом развлечений. Более того, согласно исследованиям американской ассоциации Common Sense Media, проведённым в 2011 году, цифровые гаджеты становятся привычной частью жизни детей с самого рождения. Почти 30% родителей загружают на свои электронные устройства игровые приложения для дошкольников, и около 22% детей в возрасте 5-8 лет играет в компьютерные игры хотя бы раз в день.
Источник изображения: flickr.com
Рост влияния различных медиа и цифровых устройств на жизнь детей вызывает массу опасений у взрослых. В связи с этим постоянно идёт обсуждение, сколько времени ребёнок может проводить перед экраном, вредны ли видеоигры для психики и т.д. Серьёзные исследования выявляют более сложные закономерности, чем заголовки в газетах вроде «Компьютеры вызывают депрессию у детей».
Ведь для того, чтобы установить точные причины тех или иных отклонений, которые предположительно связаны с длительным просмотром телевизора или видеоиграми, нужно исключить влияние других факторов на развитие ребёнка: состояния здоровья, социально-экономической и эмоциональной обстановки в семье, совместной активности ребёнка с родителями и т.д..
Исследования показывают, что по многим параметрам нельзя ставить рядом пассивное времяпрепровождение у экрана (например, просмотр мультфильмов нон-стоп) и активные видеоигры. Последние, например, могут благоприятно сказываться на умственных способностях, ведь в них ребёнок по-настоящему решает различные задачи, пусть и игровые.
Пожалуй, в настоящий момент не вызывают споров только два положения касательно влияния компьютеров и других цифровых устройств на детей:
  1. Работа за экраном создаёт нагрузку на зрение.
  2. Длительная работа с цифровыми устройствами лишает ребёнка необходимой физической активности.
Надо сказать, что дети в школьные годы «зарабатывали» себе близорукость и сколиоз задолго до распространения компьютеров: достаточно было неправильно сидеть за партой и читать книжки в темноте. Но цифровые устройства усугубили проблему тем, что свели в плоскость экрана всё: и учёбу, и досуг. Поэтому и дети, и взрослые могут проводить большую часть жизни, не меняя позу и точку фокусировки. 
Кстати, те психологические проблемы, о которых часто говорят в связи с использованием компьютеров в детском возрасте, «растут» и из вышеназванных пунктов. У детей глаза устают быстрее, чем у взрослых, так как глазные мышцы ещё не окрепли. Отсюда — раздражительность, которая наблюдается, если ребёнок много времени провёл за компьютером (нужно отметить, что так на детскую психику действует усталость от любого занятия). Если ребёнок проводит много времени за компьютером, это может сказываться и на способностях к чтению: ему будет сложнее концентрироваться на тексте всё по той же причине — усталости глаз.
Источник изображения: wiki
Решающую роль в том, будут ли цифровые устройства опасны для детского здоровья, играет ВРЕМЯ, которое им уделяется.
Лучший отдых — это смена деятельности, поэтому время за экраном цифровых устройств нужно перемежать самыми разнообразными занятиями: отдыхать должно зрение и всё тело. Активные игры, во время которых надо смотреть вдаль, бегать, выполнять различные движения, прогулки, занятия по домашнему хозяйству — всё может быть прекрасным отдыхом. При работе за компьютером перерывы детям нужно делать каждые 20 минут. От возраста зависит, сколько всего часов в день не вредно проводить за компьютером. В среднем специалисты рекомендуют не больше двух часов — детям до среднего школьного возраста, а для малышей младше двух лет экраны противопоказаны из-за особенностей формирования зрения.
Американские педиатры, которые сетуют на то, что современные дети проводят перед экранами до 7 часов в день, рекомендуют создать в доме свободные от экранов зоны (где не видны ни компьютер, ни телевизор) и установить «комендантские часы» по использованию гаджетов во время еды и перед сном.
Кроме правильно распределённого времени, есть ещё один фактор, который влияет на здоровье детей — правильно оборудованное рабочее/игровое место и настройки экрана.
Что касается рабочего места, то экран должен располагаться относительно уровня глаз так, чтобы ребёнок не напрягал шею. Стул и стол нужны такие, чтобы было удобно сидеть прямо и не было соблазна «упереться» носом в экран. Оптимальное расстояние от глаз до экрана — длина вытянутой руки.
Яркость экрана должна быть равна яркости общего освещения в помещении. Чтобы проверить, соблюдено ли это условие, достаточно посмотреть на белый фон на экране и лист бумаги перед компьютером. Экран нужно располагать примерно под прямым углом по отношению к окнам. Если окна будут за компьютером, это создаст слишком контрастное освещение, если за компьютером — раздражающие блики.
Текст на экране должен быть достаточно крупным, чтобы можно было читать его, сидя прямо. При этом высокая контрастность напрягает зрение. Лучшее сочетание — чёрный текст на белом фоне. Белое на чёрном утомляет, к сожалению, об этом помнят не все веб-дизайнеры.
Цветовая температура экрана должна соответствовать естественному освещению. Её «уход» в тёплые или холодные тона вызывает напряжение глаз.
Учитывать все эти параметры экрана полезно и взрослым при работе за компьютером. Так как все они легко настраиваются, не поленившись, вы избежите многих проблем.
Источник изображения: flickr.com
Учебный план и компьютеры
Возможно, для российского образования эта проблема ещё не так актуальна, но опыт американских школ может подсказать, как уменьшить негативное влияние технологий на здоровье детей не в ущерб учёбе.
Дело в том, что американские школьники с четвёртого класса готовятся к тестированиям, которые проходят с помощью компьютеров, и к написанию эссе в цифровом виде. Поэтому учителя в школах активно используют компьютеры на занятиях, чтобы дети могли потом выполнить контрольные задания. Это вызывает несогласие некоторых родителей, которые имеют свои взгляды на то, как строить взаимодействие своих детей с цифровыми технологиями.
Так, писатель и эссеист Дженни Шарк, статьи которой публиковались в The Guardian, The Washington Post и других крупных изданиях, написала заметку «Как отключить ребёнка от Сети, несмотря на общеобразовательную программу». В ней она, как мать двоих детей, отстаивает позицию, что школьникам совсем не обязательно приобретать некоторые из навыков работы с техникой, которые навязывает школьная рутина:
Я полностью поддерживаю идею, что дети должны учиться работать с новыми технологиями, которые будут частью их профессиональной и личной жизни. Но не лучше ли им учиться программировать, чем сканировать изображения или отвечать на вопросы викторины на экране? Не лучше ли им учиться создавать 3D-модели, снимать и монтировать видео, делать мультики, чем просто читать с экрана книги? Почему бы школам не использовать компьютеры только в том, в чём без них действительно не обойтись?
Самый очевидный способ уменьшить время, которое ребёнок проводит за компьютером, не в ущерб учёбе и развлечению — использовать его для обучающего творчества. А всё, что можно делать без компьютера — делать без него. И, хотя в российских школах речь о компьютерных тестах пока не идёт, такой вывод может быть полезен самим родителям, которые решают, как их дети будут осваивать мир цифровых технологий.
По материалам: allaboutvision.comnpr.orgpbs.org


Комментариев нет:

Отправить комментарий